Законодательство
Пермского края

Березник
Бесово
Большая
Верещагинский р-н
Верх-Култым
Восход
Гари
Гора
Горы
Гремяча
Губаха
Добрянка
Еловский р-н
Заборье
Заимка
Заозерье
Захарово
Карьер
Кизел
Ключи
Комарово
Королево
Кунгур
Лысьва
Лябово
Мохово
Нефтебаза
Нижняя
Новоселы
Октябрьский р-н
Олени
Осинский р-н
Остров
Оханский р-н
Очерский р-н
Пермский край
Пермский р-н
Пермь
Посад
Савино
Селянки
Сибирь
Сова
Соликамск
Средняя
Уинский р-н
Усольский р-н
Усть-Сыны
Хухрята
Чусовой
Шилово

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







Пермский91.txt.9931
Пермский

РЕШЕНИЕ Пермского областного суда от 18.02.2003 по делу № 3-2-2003
<ОБ ОСПАРИВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ № 4 ОТ 22 ИЮНЯ 2001 ГОДА>
(вместе с определением Верховного Суда РФ от 19.05.2003 по делу № 44-Г03-9)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПЕРМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2003 г. по делу № 3-2-2003

Пермский областной суд в составе:

председательствующего Вотяковой Л.В.
при участии прокурора Захаровой Т.И.
при секретаре Жужговой Л.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Перми 18 февраля 2003 г. дело по заявлению Ю-вой Н.И., О-ной В.В. об оспаривании Постановления энергетической комиссии № 4 от 22 июня 2001 года

установил:

Ю-ва Н.И., О-на В.В. обратились в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления энергетической комиссии № 4 от 22 июня 2001 года, которым утверждены цены на природный газ, реализуемый населению. Требование мотивировано тем, что оно не было опубликовано в средствах массовой информации, поэтому они лишены были возможности ознакомиться с ним.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1021 от 29.12.2000 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" разработка методики расчета цен на газ и тарифов возложена на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Однако при принятии постановления энергетической комиссии была применена другая методика, не утвержденная вышеназванным Министерством, что, по их мнению, привело к необоснованному завышению цены на газ.
Кроме этого, постановление РЭК противоречит п. 6 Указа Президента РФ № 1782 от 28.12.1996, который рекомендовал органам исполнительной власти устанавливать розничные цены на газ, реализуемый населению, в размере, превышающем уровень в среднем не более чем на 20%, в то время как по Постановлению РЭК № 4 розничная цена на газ увеличилась на 22,5%.
Не соответствует оспариваемое постановление п. 3 ст. 2 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", предусматривающему недопустимость повышения цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию для одних потребителей, когда в отношении других устанавливаются льготы на цены и тарифы.
Постановлением РЭК № 4 нарушены их права как потребителей газа, поскольку они обязаны платить за газовые вводы к частным домам дополнительно.
В судебном заседании заявители поддержали заявленное требование.
Представитель администрации Пермской области - М-на Т.И. - требования не признала, просила в удовлетворении отказать. Полагала, что Постановление региональной энергетической комиссии № 4 не относится к нормативному правовому акту, поэтому производство по делу следует прекратить по основаниям ст. 134 ГПК РФ как не подлежащее рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Захаровой Т.И. об отказе в удовлетворении заявленного требования, приходит к следующему.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии Пермской области она является органом исполнительной власти Пермской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также государственное регулирование цен на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам.
Следовательно, Постановление РЭК № 4 от 22 июня 2001 года, которым установлены розничные цены на природный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, является нормативным правовым актом органа государственной власти, устанавливающим нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанным на неоднократное применение, поэтому в силу подпункта 2 пункта 1 ст. 26 ГПК РФ подлежит рассмотрению областным судом в качестве суда 1-й инстанции.
В связи с изложенным суд не усматривает оснований для прекращения производства по делу, на что указывал представитель администрации области.
Судом установлено, в соответствии с Положением региональная энергетическая комиссия устанавливает тарифы на электрическую и тепловую энергию, обязана принимать решения в области ценообразования, которые оформляются постановлением Правления комиссии и вступают в силу с момента их подписания председателем (ст. 3.2, 4.2, 5.8).
Из пояснений представителя администрации области следует, что основанием для регулирования розничных цен на природный и сжиженный углеводородный газ, реализуемый населению Пермской области, являются: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", Постановление Правительства РФ № 239 от 07.03.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), Постановление губернатора Пермской области от 22.04.1998 № 137 "О ценовой политике и государственном регулировании цен (тарифов) на территории области".
Для определения и расчета тарифа, представляемого для утверждения РЭК Пермской области, применяются Методические положения по определению эксплуатационных расходов газовых хозяйств при формировании цен на газ для населения, утвержденные Министерством топлива и энергетики РФ 20.03.1997, Приказом АО "Росгазификация" и согласованные с ФЭК РФ 11.03.1997, введены в действие с 01.04.1997. Данные Методические положения предназначены для применения на предприятиях газовых хозяйств при формировании цен на газ для населения.
Согласно п. 4.6 Указа губернатора Пермской области № 137 от 22.04.1998 тарифы на услуги для населения формируются субъектами ценообразования, предоставляющими эти услуги, на основании калькуляций, учитывающих затраты на оказание услуг, необходимой прибыли и конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения в данном регионе), качества и потребительских свойств предоставляемых услуг, а также налогов, в том числе НДС, включение которых в тарифы предусмотрено действующим законодательством.
При таком положении суд приходит к выводу, что региональная энергетическая комиссия Пермской области приняла Постановление № 4 от 22.06.2001 в пределах предоставленных ей полномочий.
Заявителями по существу оспариваются расценки на газ, используемый по видам коммунальных услуг, в частности, цена за 1 кубический метр газа для приготовления пищи и нагрева воды составляет 80 коп., для других целей - от 35 копеек до одного рубля. Однако установление различной розничной цены на газ в зависимости от вида коммунальных услуг предусмотрено Указом Президента Российской Федерации № 1782 от 28.12.1996 (п. 6), на который заявители ссылаются только в части увеличения цены не более чем на 20%.
В судебном заседании не представлено доказательств того, какому федеральному закону противоречит оспариваемое Постановление РЭК Пермской области № 4.
После его принятия оно было опубликовано в газете "Звезда" от 29.06.2001 № 95.
Что касается применения Методических положений по определению эксплуатационных расходов газовых хозяйств при формировании цен на газ для населения, которые применяет региональная энергетическая комиссия, то они согласованы с Минтопэнерго 20.03.1997, Федеральной энергетической комиссией 11.03.1997, являются едиными.
Действительно, Постановление Правительства Российской Федерации № 1021 от 29.12.2000 рекомендовало Министерству экономического развития и торговли разработать методические указания по расчету регулируемых цен, однако это не выполнено, в чем отсутствует вина региональной энергетической комиссии Пермской области.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 239 "О меpах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" розничные цены на газ устанавливают органы исполнительной части субъектов РФ.
Не допущено региональной энергетической комиссией Пермской области нарушений п. 3 ст. 2 41-ФЗ от 10.03.1995 с изменениями и дополнениями от 11.02.1999 в части повышения розничных цен на газ в целях компенсации соответствующих льгот определенной категории граждан, поскольку эти льготы компенсируются за счет средств областного бюджета (л.д. 50).
Руководствуясь ст. 195 ГПК РФ, суд

решил:

Ю-вой Н.И., О-ной В.В. отказать в удовлетворении заявления о признании Постановления энергетической комиссии № 4 от 22 июня 2001 года недействующим и не подлежащим применению.
Решение в 10 дней может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский облсуд, начиная с 25 февраля 2003 года.

Председательствующий
Л.В.ВОТЯКОВА

Судья облсуда
Л.В.ВОТЯКОВА



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2003 г. по делу № 44-Г03-9

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.
судей: Маслова А.М.
Хаменкова В.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Ю-вой Н.И. и О-ной В.В. о признании недействующим Постановления региональной энергетической комиссии от 22 июня 2001 г. № 4 по кассационной жалобе Ю-вой Н.И. и О-ной В.В. на решение Пермского областного суда от 18 февраля 2003 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Маслова А.М., объяснения представителя администрации Пермской области Мелехиной Т.И., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением региональной энергетической комиссии от 22 июня 2001 г. № 4 утверждена и введена в действие с 01.07.2001 розничная цена на природный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.
Ю-ва Н.И. и О-на В.В. просят о признании недействующим и не подлежащим применению данного Постановления в связи с тем, что оно не было опубликовано в средствах массовой информации, противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", п. 6 Указа Президента РФ от 28.12.1996 № 1782, п. 3 ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Оспариваемое постановление возлагает на них дополнительную обязанность по оплате за газовые вводы к частным домам.
Представитель администрации Пермской области заявление не признал.
Решением Пермского областного суда от 18 февраля 2003 г. отказано в удовлетворении заявления.
Ю-ва Н.И. и О-на В.В. подали кассационную жалобу, в которой высказывают свое несогласие с решением суда, который дал неправильную оценку доводам заявления, сделал ошибочный вывод о соответствии оспариваемого постановления федеральному закону, не проверил правильность установления повышенных тарифов на газ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.
Судом правильно установлено, что региональная энергетическая комиссия полномочна устанавливать тарифы на электрическую и тепловую энергию, в том числе розничные цены на природный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, ее Постановление от 22 июня 2001 г. № 4 опубликовано в газете "Звезда" от 29 июня 2001 г. № 95, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Довод кассационной жалобы о несоответствии оспариваемого постановления Указу Президента Российской Федерации от 28.12.1996 № 1782 нельзя признать обоснованным, поскольку п. 6 Указа, на который сделана ссылка заявителями, носит рекомендательный характер, сам Указ содержит обязательные условия расчетов и предписывает устанавливать розничные цены на природный газ, реализуемый населению, при этом в целях защиты интересов граждан дифференцирует размер цены в зависимости от цели использования газа, но не определяет порядка расчета тарифов.
Таким образом, требованиям названного Указа Президента Российской Федерации постановление региональной энергетической комиссии не противоречит.
Пунктом 12 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021, установлено, что расчет регулируемых цен (тарифов) осуществляется на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, раздельно по каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство.
Данное положение заявители приводят в кассационной жалобе, именуя его пунктом 11 того же Постановления. Однако данная норма также не противоречит оспариваемому постановлению. Названные в п. 12 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" методические указания не приняты, в связи с чем региональная энергетическая комиссия была вправе руководствоваться Методическими положениями по определению эксплуатационных расходов газовых хозяйств при формировании цен на газ для населения, утвержденными Министерством топлива и энергетики РФ 20.03.1997, Приказом АО "Росгазификация" и согласованными с Федеральной энергетической комиссией РФ 11.03.1997, которые введены в действие с 01.04.1997 и предназначены для применения на предприятиях газовых хозяйств при формировании цен на газ для населения.
Заявители возражают против применения данных Методических положений в условиях, когда не приняты новые методические указания в соответствии с п. 12 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации". Между тем, пересмотр тарифов на природный газ, реализуемый населению, обусловлен изменением цен на газ, стоимости услуг по его транспортировке, других расходов, исключить право на пересмотр тарифов нельзя, в том числе на основании названной методики. Методология, утвержденная Постановлением ФЭК России от 18 декабря 1998 г. № 49/1, в ред. Постановления ФЭК РФ от 24.06.1999 № 30/1, на которую ссылаются заявители как на единственную подлежавшую применению региональной энергетической комиссией, не устанавливала порядок формирования цен на газ для населения, а определяла тарифы на услуги (тарифы на транспортировку газа по местным сетям) газораспределительных организаций.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Пермского областного суда от 18 февраля 2003 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Ю-вой Н.И. и О-ной В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru